Отраслевой практикум для бухгалтеров микрофинансирования — МФО/ломбарды/КПК
Реклама. Национальная ассоциация участников микрофинансового рынка «НАУМИР», ИНН:7707583504, ERID:LjN8JwcYw
Подробнее

Миникредит по максимуму

Юрий Муранов
Юрий Муранов
Главный редактор

Заемщики берут столько, сколько дают МФО. Портрет заемщика меняется. Средняя сумма займа, которую клиенты МФО предпочитают сегодня брать составляет 90% от возможного лимита. По мнению экспертов рынка связано это с растущей инфляцией. "Потребительская корзина" подорожала и до зарплаты теперь не хватает чуть больше, чем до кризиса. Кроме того, заемщики наслышаны о том, что кредиторы стали строже к клиентам, получив одобрение от МФО, люди стремятся взять все, что им одобрено.

Как раз в связи с сокращением одобряемых заявок в банках, а также сокращением выдач кредитных карт, представители микрофинансового рынка склонны считать, что спрос на микрозаймы будет только расти. Но само количество участников данного рынка сократится примерно на 40%.

Сокращение числа МФО на 40% в 2015 году - это та цифра, которую озвучивают сами микрофинансисты, она обусловлена прежде всего, ужесточением регулирования, вниманием ЦБ к МФО. Каждый месяц реестр «худеет» - с 2011 года по февраль 2015 года из реестра микрофинансовых организаций было исключено 2 240 компаний. Кто-то уходит сам, кого-то исключают из реестра по причине нарушений законодательства, норм и правил, которых стало за последние годы немало на рынке. Многие поняли, что грядет снижение маржи из-за установки максимальных ставок по разного рода займам. Рано или поздно «потолок по ставкам» станет реальностью. Кому-то показалось хлопотным выполнять требования по формированию резервов на потери по займам, обязанность подключаться к БКИ (повысились при этом издержки на IT), соблюдать антиотмывочное законодательство, необходимость проведения инструктажа для персонала, привести в порядок сайт компании, в соответствии с нормами о рекламе МФО и так далее. И это не конец. На днях регулятор заявил об усилении внимания к происхождению капитала участников финансовых рынков, обязав микрофинансовые организации публично раскрывать сведения об акционерах и бенефициарах. В недалеком будущем МФО ожидает обязательное вступление в СРО и соблюдение стандартов профессиональной деятельности, разработанных СРО и утвержденных ЦБ. То есть вести деятельность на данном рынке придется по правилам, любители легких денег, «черные кредиторы» с него уходят. Кого-то испугала просрочка. Взыскивать долги самостоятельно или с помощью коллекторов для небольших компаний в условиях ограничения начисления штрафов, а также высокой конкурентности рынка – задача не из легких. Часть игроков вместо того, чтобы уйти, пересматривает свои бизнес-модели. Популярнее становятся продукты с обеспечением – под залог авто или недвижимости. Многие начинают сокращать количество продуктов в секторе «до зарплаты» и вводить предложения для предпринимателей. В частности, осваивают партнерство с электронными площадками, предоставляя бизнесменам тендерные займы, в обеспечение заявок на участие в различных конкурсах на выполнение работ. С целью сокращения издержек все чаще компании прибегают к онлайн-кредитованию. Или выдают займы на банковские счета, на предоплаченные пластиковые карты, или принимают заявки онлайн, а выдают наличные в точках выдач (это может быть отделение банка или другого партнера МФО). В целом, можно говорить, что по разным приметам, сокращение ожидает именно сектор PDL, за счет укрупнения рынка, переориентации на менее рисковые продукты, перестроения бизнес-моделей МФО в сторону онлайн-кредитования. При этом, портрет заемщика МФО тоже меняется. Из-за отказов в банках, в МФО приходят люди, которые еще вчера могли претендовать на получение кредитной карты в любом из банков, а теперь им не дают даже небольшую сумму. Причины разные - у кого-то предприятие попало в «черный список», у кого-то дети и жена на иждивении, а это тоже расценивается порой, как определенный риск. У кого-то есть ипотека «на руках», второй, даже небольшой кредит банк не торопится одобрять. Кроме того, в МФО стали обращаться те, кто ранее обходился без заемных средств. В банке тем, у кого нет кредитной истории вообще денег не дадут, такой клиент для банка «темная лошадка», почти также плох, как клиент с испорченной кредитной историей. В МФО же таким людям могут предложить небольшую сумму, а затем увеличить лимит. То есть у МФО есть шанс сформировать базу положительных, добросовестных заемщиков, которые впервые обращаются за займами в МФО. Это одна из причин увеличения суммы займов, которые берут люди в МФО - бывший банковский клиент за 1 000 рублей не приходит. Он, скорее, рассчитывает на сумму в размере оклада - от 8000 рублей до 50 000 рублей. Юлия Зиберт, руководитель проекта «Микрокредиты России»
Информация была полезна?
22 оценки, среднее: 4.6 из 5
Оставить комментарий
Отмена
Мы используем файлы Cookie